5 325 просмотров

Русскiй паломникъ №2 1887 г.

– 11 –

header11

лицее,в этот день восхотелъ Онъ показать, что ты вышелъ изъ детского возраста и впредь долженъ быть мужомъ; поэтому ты можешь мыслить,говорить и дѣйствовать какъ мужъ.
—Почему ты так думаешь дорогая мама?
—То что ты рассказалъ мнѣ о сегодняшней твоей декламацiи показываетъ мне какими благородными и великодушными мычлями переполнено твое сердце. Ты слишкомъ искрененъ н если ты написалъ и въ пламенной рѣчи выразилъ, что умереть за веру есть славный долгъ, то могъ-ли ты не увѣровать въ эту Мысль и не воспринять ее?
—Да я на самомъ деле, вѣрую такъ и принимаю!—прервалъ юноша.Какого большего счастія можетъ достигнуть христианин на земле?
—Да дитя мое,ты правъ!—продолжала Люцина. Но мнѣ было ты жаль одних словъ. То, что нроизошло затѣмъ, доказало мне,что ты безтрепетно и терпѣливо можешь вынести не только боль, но— что гораздо труднѣе перенести для твоей патриціанской крови—чувствительный позоръ подлаго удара и насмѣшливые слова и взоры безсердечной толпы. Даже болѣе, ты показалъ себе насколько крепкимъ, что простилъ твоему врагу и молился за него.Сегодня ты дошелъ до высшихъ стезей горы съ крестомъ на плечахъ;еще одинъ шагъ и ты водрузишь его на верШине! Ты показалъ, себя истнннымъ сыномъ мученика Квинтина! Желаешь ли ты уподобиться ему?
—Мама,мама! безцѣнная. сладчайшая мама!—воскликнулъ юноша съ забившимся сердцемъ;—могу-ли я быть истиннымъ сыномъ Его и не желать быть ему подобнымъ? Я никогда не наслаждался счастьемъ ;знать его, по не предносился-ли постоянно вижу его образъ! Не былъ онъ всегда гордостью моей души? Каждый годъ,когда чествуется его память. Какъ память человека,изъ крови которого омыта свѣтлая одежда толпы, окружающей Агнца!—как ликовало во мнѣ сердце и плоть предъ его образомъ и как я молился ему въ пылу сыновней любвй, чтобы он вымолил для меня у Господа не славы и почестеій не большихъ и вечныхъ радостей,а того, что онъ цѣнилъ выше всего на свете,чтобы наследие , что Онъ оставилъ на землѣ употреблено самымъ нужнымъ можетъ быть и благороднѣйшим образомъ!
—Что-же такое сынъ мой?
—Это его кровь,отвечалъ юноша которая течетъ еще въ моихъ жилахъ и только в нихъ Я знаю. что онъ желалъ, чтобы и она подобно той, которая струилась въ его собственныхъ жилахъ ,была пролита из любви къ его Искупителю и въ знамение его веры
—Довольно,довольно дитя мое! воскликнуда мать, трепеща откровеннымъ волненіемъ.— Сними съ своей шеи знакъ, дѣтского возраста.Я хочу дать тебѣ лучшій знакъ.
Онъ повиновался и снялъ золотую буллу(шарикъ).
—Ты наслѣдовалъ отъ отца, сказала мать съ торжествующимъ видомъ —благородное имя высокое положеніе, большое богатство, разного рода мирские преимущества. Но я сберегала для тебя одну драгоценность изъ наслѣдства, до тѣхъ поръ. пока ты сдѣлаешся ее достойнымъ; до сихъ поръ я скрывала ее отъ тебя, тайна ее дороже золота и дорогихъ камней.Теперь наступило время передать тебѣ ее
—Трясущимися руками сняла она золотую цѣпь съ своей шеи, и онъ увиделъ в первый разъ, что на ней висѣлъ богато-вышитый и украшенный драгоценными каменьями мѣшочекъ. Она раскрыла его и вынула губку , хотя сухую, но ярко окрашенную кровью.
—Это тоже кровь твоего отца, Панкратій!—сказала она дрожжащимъ голосомъ заливаясь слезами.—Я сама набрала ея изъ его смертельной раны. когда стояла около него переодѣтою и увидела его умирающимъ отъ ранъ, которыя онъ получилъ за Христа.
Съ большимъ чувством взглянула она на кровь и благоговѣйно поцеловала ее. Тѣкушие градомъ слезы упали на губку и оросили ее.На ней ,кровь сделалась свѣтлою и теплою, какъ будто она только что изошла изъ сердца мученика. Святая матрона прислонила губку къ дрожжащимъ губамъ и они окрасились отъ священного прикосновения.Онъ преклонился предъ святыми останками и съ глубокимъ чувствомъ христианина и сына, и на него какъ будто сошелъ духъ его отца и до глубины наполнилъ сосудъ его сердца.Такимъ образомъ все семейство какъ-бы соединилось вместе. Люцина опять вложила свое сокровище въ
мѣшочекъ, и повесила его на шею сына промолвивъ: «Если губка снова должна ороситься ,то пусть это послѣдуетъ отъ ручья болѣе благороднаго, чемъ тот , который истекаетъ изъ глазъ слабой женщины!»
Но промыселъ сулилъ иначе : кровію отца, смѣшанной со слезами матери былъ помазанъ и посвященъ будущій зорецъ и мученикъ.

(Продолженіе впередь).

ЕЖЕНЕДѢЛЬНАЯ ЛѢТОПИСЬ.

Высочайшія награды и назначенія.

v

ысочайшими указами Правительствующему Сенату, управляющему министерствомъ юстиціи Манасеину повелѣно быть министромъ юстиціи; члену государственнаго совѣта Вышеградскому—управляющимъ министерствомъ финансовъ и директору департамента госуд, казначейства Тернеру—товарищемъ министра финансовъ. Предсѣдателю комитета министровъ Рейтерну пожалованъ, при высочайшемъ рескриптѣ, украшенный алмазами портретъ Его Императорскаго Величества для ношенія въ петлицѣ на Андреевской лентѣ; вмѣстѣ съ тѣмъ статсъ-секретарь Рейтернъ увольняется отъ званія предсѣдателя комитета министровъ, съ оставленіемъ въ прочихъ должностяхъ и званіяхъ. Предсѣдателю департамента законовъ барону Николаи пожалованъ, при Высочайшемъ рескриптѣ, орденъ св. Андрея Первозваннаго. Министру финансовъ Бунге повелѣно быть членомъ Государственнаго Совѣта и предсѣдателемъ комитета министровъ.Командующему Императорской главной квартирой Гихтеру и товарищу министра финансовъ Николаеву повелѣно быть членами Государственнаго Совѣта. Сенаторъ Гедеоновъ уволенъ согласно прошенію отъ должности помощника попечителя Императорскаго Человѣколюбиваго Общества и вмѣсто него назначенъ сенаторъ Ранненкампфъ. Тульскій губернаторъ Ушаковъ и Пензенскій—Татищевъ назначены сенаторами. Пожалованы, при Высочайшихъ граматахъ, членамъ государственнаго совѣта: генералу Веригину — орденъ св. Владиміра первой степени; статсъ-секретарю Перетцу—св. Александра Невскаго; Галагану—орденъ Бѣлаго Орла; Желѣзникову и Дервизу—св. Владиміра второй степени;сенатору генералу Крейцу пожалованъ, при Высочаишей грамотѣ, орденъ св.Александра Невскаго съ брилліантовыми украшеніями; членъ Государственнаго Совѣта Фришъ пожалованъ въ статсъ-секретари Его Величества; товарищъ главноуправляющаго кодификаціоннаго отлѣла сенаторъ Маркусъ пожалованъ въ дѣйствительные тайные совѣтники:начальникъ Зарявшанскаго округа генералъ Яфимовичъ назначенъ военнымъ губернаторомъ Самаркандской области. Командующему войсками Казанскаго округа генералу Мещеринову и командиру 2 корнуса Фирксу пожалованы брилліантовые знаки св. Александра Невскаго. Предсѣдатель медицинскаго совѣта Здекауеръ произведенъ въ дѣйствительные тайные совѣтники. Товарищу министра внутреннихъ дѣлъ Плеве пожалованъ орденъ св.Владиміра второй степени. Директору департамента общихъ дѣлъ министерства внутреннихъ, дѣлъ Заикѣ пожалована золотая табаверка.

Новый епископъ.

2 января, въ залѣ присутствія московской синодальной конторы, при соборѣ Дванадесяти Апостоловъ, происходило нареченіе ректора воронежской семинаріи о. архимандрита Димитрія въ епископа г. Балахны и викарія нижегородской епархіи, въ присутствіи высокопреосвященнаго митрополита Іоанникія, обоихъ викаріевъ преосвященныхъ Мисаила и Александра, и членовъ синодальной конторы: епископа Петра, управляющаго Симоновымъ монастыремъ епископа Іоанна. и протопресвитера Успенскаго собора о. Сергіевскаго. По занятіи духовными сановниками своихъ местъ, архимандриты монастырей: Знаменскаго о. Никодимъ, Покровскаго о.Веніаминъ и настоятель храма Христа Спасителя протоіерей Соколовъ,ввели въ залу изъ церкви Дванадесяти Апостоловъ нарекаемаго и поставили передъ зерцаломъ. Послѣ того какъ онъ обошелъ всѣхъ присутствующихъ архипастырей, поклонился передъ каждымъ изъ нихъ и принялъ отъ нихъ благословеніе. и. д, прокурора синодальной конторы прочелъ Высочайшій указъ о назначеніи о. архимандрита Димитрія, а вслѣдъ за симъ совершенъ былъ благодарственный молебенъ съ многолѣтіемъ Государю Императору,Государынѣ Императрицѣ, Государю Наслѣднику Цесаревичу, всему Царствующему Дому, Святѣйшему Правительствующему Синоду и вновь нареченному епископу. Послѣ молебна 0. Димитрій сказалъ рѣчь, въ которой, описавъ свою жизнь съ ранняго юношества до настоящаго времени,объяснилъ, что всегда имѣлъ влеченіе къ иночеству, обѣщался самому себѣ принять монашескій чинъ, въ послѣдствіи же измѣнилъ намѣреніе и женнлся. но не долго наслаждался семейною жизнью, вскорѣ овдовелъ, и кавъ въ этомъ, такъ,и въ другихъ за нимъ послѣдовавшихъ обстоятельствахъ своей жизни усматриваетъ испытаніе Господне за неисполненіе имъ своего первоначальнаго обѣта. Рѣчь свою о. Димитрій окончилъ смиренною просьбой къ архипастырямъ не оставить его наставленіями и молитвами объ укрѣпленіи его, малодостойнаго, на новомъ его духовномъ поприщѣ.

– 12 –

header12

Послѣ рѣчи, приложившись изъ рукъ Владыки ко кресту и принявъ окропленіе святой водой и благословеніе, а также благословеніе прочихъ епископовъ, новонареченный епископъ удалился въ церковь Дванадесяти АПОСТОЛОВЪ.
0. Димитрій родился въ слоб. Караевкѣ, Острогожекаго у., Воронежской губ., гдѣ отецъ его былъ протоіереемъ, и въ мірѣ именовался Дмитріемъ Ивановичемъ Самбикинымъ. Воспитывался онъ въ ВоронежскоЙ семинаріи, с.-Петербургской духовной академіи. гдѣ окончилъ курсъ въ 1861 г. Изъ академіи поступилъ преподавателемъ въ Воронежскую семинарію, и, женившись, сдѣлался настоятелемъ ц. Рождества Богородицы, въ Воронежѣ. Овдовѣвъ года черезъ два послѣ женитьбы, въ 1872 г. назначенъ былъ ректоромъ тамбовской семинаріи, въ 1881 г. принялъ иночество съ именемъ Димитрія же и назначенъ былъ снова въ воронежскую духовную семинарію ректоромъ, и въ этомъ званіи пребывалъ до настоящаго времени.

Печальный случай.

Въ Яроcлавлѣ первый день новаго года ознаменовался печалънымъ случаемъ, имѣвшимъ мѣсто въ ярославскомъ Успенскомъ каѣедральномъ соборѣ.
Послѣ совершенія божественной литургіи, на которой присутствовали всѣ высшіе енархіальные и губернскіе чины и власти, вошелъ на амвонъ священникъ и профессоръ ярославской семинаріи, о. Евлампій Фавстовичъ Ковалевъ. Ему долженствовало сказать проповѣдь, приличную для Новаго года. Духовный ораторъ началъ ее взволнованнымъ голосомъ и нѣсколько торопливо… Рѣчь эта оборвалась на половинѣ. Отецъ Евлампій вдругъ замолчалъ, наклонясь къ аналою. Въ такомъ положеніи онъ находился нѣсколько минутъ. Архипастыръ Іоанъ и священнослужители, находившіеся тогда въ алтарѣ, равнымъ образомъ и богомольцы, недоумѣніи: что означаетъ это молчаніѣ Наконецъ изъ алтаря вышло очень поспѣшно нѣсколько священниковъ и дьяконовъ, желавшихъ оказать помощь о. Евлампію. Но было уже поздно: при нихъ онъ упалъ на амвонъ, произнося несвязную рѣчь: — «Умираю… Ударьте… скорѣй ударьте!.. КОЛОКОЛЪ! Народъ ужаснулся, когда отца Евлампія унесли въ алтарь. Начались полицейскіе розыски: «гдѣ докторъѣ скорѣй послать за докторомъ!» Его нашли, но не очень скоро. Въ алтарѣ лежалъ уже холодный трупъ… Подъ звуки заупокойнаго колокола, въ сопровожденіи многочисленной толпы, бѣдный профессоръ-священникъ былъ увезенъ домой на свою скромную квартирку.

Церковная лѣтопись.

  1. Рѣкторъ архангельской духовной семинаріи, протоіерей ѣеодоръ Труневъ уволенъ отъ занимаемой имъ ректорской должности. Преподаватель якутской семинаріи Стефанъ Парышевъ назначенъ инспекторомъ той-же семинаріи.
  2. Св. Синодъ постановилъ учредить въ Старорусскомъ уѣздѣ, новгородскоя епархіи, при церкви Рдейскаго погоста, женскую общину на 12 сестеръ, съ училищемъ при ней для малолѣтнихъ дѣтей.
  3. Высочайше утверждены образцы нагрудныхъ знаковъ для докторовъ и магистровъ богословія и вообще богословокихъ наукъ. Право ношенія соребрянныхъ кандидатскихъ крестовъ духовными лицами, имѣющими кандидатскую степень, предоотавлено всѣмъ кандидатамъ какихъ-бы то ни было курcовъ.
  4. Въ Св. Синодъ внесено представленіе о возобновленіи Шіомгвимскаго монастыря (на Кавказѣ).
    На перестройку монастыря и учрежденіо въ немъ штатовъ горійскимъ епископомъ Александромъ внесено въ казначейство 20 т. р.
  5. Указомъ Св. Синода разъяснено, что дѣйствіѣ указа отъ 4 марта 1885 г., о новомъ распредѣленіи причтовъ въ приходахъ, на городскія цѣркви не распространлется и что для открытія новыхъ вакансій въ приходскихъ причтахъ, также и для сокраненія ихъ епархіалыгымъ архіереямъ необходимо оноситься съ Св. Синодомъ съ объясненіемъ причинъ и указаніемъ средствъ.
  6. Воспитанникамъ духовно-учебныхъ заведеній запрещается безъ разрѣшѣнія инспектора отлучаться въ учебное время, хотя-бы и свободное, за стѣны заведенія, какъ это практиковалось въ нѣкоторыхъ семинаріяхъ, гдѣ воспитанники имѣли право отлучаться изъ семинаріи въ праздникъ отъ обѣда до 6 часовъ, безъ всякаго разрѣшенія инснекціи.
  7. Въ виду возникшихъ недоумѣній относительно пріема въ высшіе классы духовныхъ семинарій свѣтскихъ лицъ, желающихъ получить богословское образованіе. Святѣйшимь Синодомъ разъяснено, что, по производствѣ испытанія такимъ лицамъ, надлежитъ ставить балловыя отмѣтки только по тѣмъ предметамъ, по которымъ производтся испытаніе; по предметамъ-же низшихъ классовъ требуется лишь удостовѣреніе въ подготовлонности испытуемаго къ слушанію высшихъ курсовъ; причемъ обнаруженное на иснытаніи незнаніе
    экзаменующимся предметовъ низшихъ классовъ само по себѣ должно служить препятствіемъ къ принятію его въ высшій классъ. Такъ
    какъ уставъ духовныхъ семинарій въ предоставленіи правъ и преимуществъ кончившимъ полный курсъ богословскаго образованія не дѣлаетъ никакого различія между тѣми, кто обучался въ семинаріи съ 1-го класса, и тѣми, которые поступили прямо въ высшіе классы. то этимъ послѣднимъ надлежитъ выдавать, по окочаніи ими семинарскаго курса такіе-же аттестаты, какъ окончившимъ полный курсъ духовныхъ семинарій.
  8. Оберъ-прокуроръ Святѣйшаго Синода К. П. Побѣдонооцовъ, получивъ достовѣрныя свѣдѣнія объ усердной пастырской дѣятельности по школьному обученію и по борьбѣ со штундизмомъ священниковъ Кіевской епархіи: Романа Діаковскаго, Всеволода Проценко и Василія Лузанова, призналъ полезнымъ, въ награду и въ поощреніе къ дальнѣйшимъ пастырскимъ ихъ трудамъ, выдать названнымъ священникамъ денежныя награды къ празднику Рождѣотва Христова въ количествѣ 275 руб. первому, 225 руб. второму и200 руб, послѣднему.

Наша премія.

s

огласно своѣму обѣщанію, рѣдакція немедленно послѣ выхода перваго № приступила къ разсылкѣ гг. годовымъ подписчикамъ безплатной преміи, отдѣльными отъ № заказными посылками, въ прочныхъ картонныхъ трубкахъ. Разсылка эта производится и будетъ производиться постепенно, такъ какъ почтамтъ принимаетъ заказныя посылки лишь въ ограниченномъ количествѣ, но закончится все таки въ непродолжительномъ времени.
Наша премія, какъ уже знаютъ подписчики, заключаетоя въ снимкѣ съ чудотворной Холмской иконы Богоматери. Исторія этон великой святыни была уже сообщена въ „Русскомъ Паломникѣ» за 1885 г. (Л6 14). Ддя новыхъ читателей сообщаемъ эту исторію въ краткихъ словахъ.
Холмская икона Божіѣй Матери, безспорно, занимаетъ первое мѣсто среди святынь древне-правоолавнаго Холмскаго края, недавно возсоединившагося изъ уніи оъ Православною Цѣрковью. По преданію, она принадлежитъ кисти св. Евангелиста Луки. Когда св. князь Владиміръ равноапостольный принялъ христіанство, то ему изъ Константинополя, вмѣстѣ съ другими иконами, была прислана и Холмская икона Божіей Матери. Изъ Кіева, гдѣ, вѣроятно. находилась св. икона первоначально, она была перенесена въ г.Холмъ| основанный въ XIII в. знаменитымъ галицкимъ княземъ Даніиломъ, Романовичемъ и потомъ ставшій его резиденціею и столицею Гадицкаго княжества. Здѣсь св. икона была поставлена въ Холмскомъ городскомъ соборѣ и находилась въ немъ, источая многочисленные чудеса и привлекая толпы поклонниковъ, до 1261 г. Въ этомъ году полчища татаръ овладѣли Холмомъ, разрушили соборъ Богородицы и подвергли ов. икону поруганіямъ (за что грабители были поражены слѣпотою).
Почти цѣлый вѣкъ св. икона Богоматери находилаоь подъ грудами мусора и развалинъ. Обрѣтенная въ мусорѣ, она съ торжёствомъ была установдена въ соборномъ храмѣ, отъ правой сторонъ царскихъ вратъ. Хотя въ XIV в. Холмская Русь и подпала латинско-папскому игу, однако великая святыня продолжала быть достояніемъ православныхъ. Такъ было до временъ уніи. Въ эти тяжкія для православія времена уніаты насильственнымъ образомъ овладѣли Холмскимъ соборомъ и его святынею. Св. икона оставалась во власти уніатовъ до послѣдняго времени. Наконецъ совѣршившееся 12 лѣтъ тому назадъ возсоединеніе холмскихъ уніатовъ съ Православною Церковью снова возвратило православнымъ обладаніе св. иконою.
Такова въ краткихъ словахъ исторія чудотворной Холмской иконы, точный снимокъ съ которой мы предлагаемъ нашимъ подписчикамъ въ видѣ преміи. Жѣлающіе подробнѣе ознакомиться съ исторіею св. иконы, благоволятъ обращаться къ упомянутой статьѣ въ № 14 „Русскаго Паломника» за 1885 г.

Въ заключеніе считаемъ нужнымъ:
1) снова наномнить читателямъ, что тѣ изъ нихъ, которые получаютъ наше изданіѣ черезъ станціи желѣзныхъ дорогъ, не имѣющія почтовыхъ учрѣжденій если желаютъ получить премію, то должны указать ближайшіи къ ихъ мѣсту жительства почтовыя учрежденія, куда и будетъ направлена премія;
2) предупреждаемъ читателей, что, въ видахъ сохранности преміи, они благоволятъ, по полученіи ея, вынувъ еѣ изъ трубкн, разложить осторожно на ровномъ мѣстѣ, придавить по краямъ какою нибудь тяжестью напр., книгами, и оставить въ такомъ положеніи нѣкоторое время. Пролежавъ такимъ образомъ, картина скоро выпрямится. Но ни въ какомъ случаѣ, для выпрямленія картины, нѣ следуетъ свертывать ее въ обратную сторону;
3) напоминаемъ снова, что премію получатъ лишь тѣ изъ подписчиковъ, которые выслали за упаковку и пересылку ея 28 коп. деньгами пли марками.

image002

СОДЕРЖАНІЕ.

СТАТЬИ:

  1. Протоіерей I. В. Васильевъ. —
  2. «Годъ на крайнемъ сѣверѣ»
  3. (II)—Исповѣдь Пилата (продолженіе).
  4. — Чувствованія христіанина.
  5. Фабіола (III).
  6. — Еженедѣльная лѣтопись.
  7. —Церковная лѣтопись.—Наша премія.

РИСУНКИ:

  1. Протоіерей I. В. Васильевъ.—Хожденіе Спасителя по водамъ.
  2. —Проповѣдь Спасителя съ лодки.
  3. —Русская православная церковь въ Парижѣ.
РЕДАКТОРЪ-ИЗДАТЕЛЬ А. И. ПОПОВИЦКІЙ.

Типографія С. ДОБРОДЪЕВА, Ковенскім пер., М 14.

Дозволено цензурою С.-Петербургъ, 5 января 1887 г.
Опубликовано в Читать журнал