1 168 просмотров

Современные православные издания

  Современные православные издания

radonez
Православное обозрение «Радонеж» http://radonezh.ru

  ЭТО НУЖНО ЛЮДЯМ

Газета «Радонеж» увидела свет в переломный для России и всех нас период, когда люди стали осознавать, какая глубокая пропасть отделила общество от духовной основы отечественной культуры — от Церкви.
Поэтому так важна была предпринятая изданием попытка заговорить с читателями о волнующих их проблемах современным и понятным им языком. Создать то поле общения мира и Церкви, без которого невозможно серьезное обсуждение вызовов новейшего времени.

Высокопрофессиональная публицистика, глубокий и точный анализ положения дел, которые в своих публикациях предлагает читателю газета, а также отчетливая идейная и нравственная позиция издания стяжали обозрению «Радонеж» репутацию одной из авторитетных православных газет. Надеемся, что все большее число россиян будет и впредь иметь возможность узнавать из газеты аутентичную церковную точку зрения на сегодняшние российские проблемы.

Газету «Радонеж» я ценю больше любых других изданий. Ведь она сочетает в себе политизированность с совершенно правильно расставленными акцентами. Там нет никаких загибов: ни вправо, ни влево. Зато есть здравый смысл, целесообразность и интерес. Мне очень нравится в ней колонка от редакции. А реакция у самых разных людей очень позитивная. В приходах «Радонеж» расходится моментально. Это значит: газета очень нужна людям.

pr_sptb
Газета Православный Санкт-Петербург http://www.pravpiter.ru/

  КАЖДАЯ ГАЗЕТА КАК ПОСЛЕДНЯЯ

Рассказывает главный редактор Александр Григорьевич РАКОВ.

— Дело в том, что я крестился в 1991 году и, видимо, Святой Дух меня подхватил. Поэтому в газете «Реклама-Шанс», в которой я тогда работал, а позже и в «Балтийском курьере», я начал печатать небольшие статьи на православные темы. Понимаете, у меня душа горела: я открыл для себя новый, неведомый, удивительный мир, который показал мне, сколь гибельны были мои увлечения уфологией и алкоголем. Мне хотелось знать о вере, о Боге всё самому и рассказать об этом читателям. Помнится, я тогда даже взял — без благословения — чётки, но, перебирая шарики чёток, произносил слова не молитвы, а всего два слова: «Делать газету, делать газету…». У меня не было ни малейшего понятия о православии, не было денег, не было помещения для редакции — ничего не было. Только огромное желание делать православную газету.

А летом 1993 года я остался без работы. Но Господь меня не оставил. Я не строил никаких планов, ни у кого ничего не просил — я был инструментом в руках Бога, Которому, видимо, нужно было, чтобы в нашем городе появилась газета, рассказывающая о православной вере, о святых угодниках Божиих, о храмах, монастырях и святынях православия. Я вообще плохо помню себя в 90-е годы, всё моё существо было нацелено на одно — делать газету.

Многое пришлось пережить, но Господь всегда посылал людей, которые помогали мне в этом деле на определённых жизненных этапах. Так, некая раба Божия познакомила меня с о.Константином Смирновым — настоятелем храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади, — который приютил нас месяца на три-четыре. И в это же время владыка Иоанн (Снычёв) дал нам своё первое интервью, которое нужно было срочно обработать в номер. Я и два сотрудника работали в субботу, окрылённые, что владыка благословил нашу газетку. Увы, в этот день настоятель попросил нас покинуть помещение. На дворе октябрь… С тех пор редакция сменила с десяток мест пребывания. Мы квартировали в приходской школе Спасо-Парголовской церкви, в духовной семинарии СПб, в трущобах на ул.Калинина…

Газета родилась в непростое время — распался Советский Союз, повсеместно закрывались предприятия, а их имущество распродавалось за копейки. И мне удалось приобрести для редакции столы, стулья и допотопную печатную машинку: компьютеров тогда ещё не было. Главное, что газета жила, развивалась, в 1994 году появились дочерние издания — сначала «Соборная весть» и «Горница», потом «Правило веры» и «Чадушки».

— Народная мудрость говорит: «Мы ходим, пока Бог водит». Пока Господу Богу угодно, чтобы газета выходила, — мы будем работать и радовать читателей.

veraГазета «Вера-Эском» г.Сывтыкар.  http://vera-eskom.ru/

Если задача традиционных светских СМИ в том, чтобы информировать, анализировать, формировать общественное мнение, развлекать и т. д., то все нынешние православные издания осознают себя как издания миссионерские. Для светских СМИ пищей являются новости, которые происходят на фоне повседневной рутины, в то время как для православных журналов пищей является вся православная тематика. Традиция прервана, и все вопросы, от самых мелких до институциональных, в каком-то смысле, новость.

Церковные СМИ, по сути, пишут о том, как построить христианскую жизнь на уровне повседневной рутины. Все СМИ формулируют эту задачу по-своему, но это задача все равно ставится. Это своего рода проповедь средствами журналистики. Каждому православному изданию приходится решить вопрос о том, какими средствами следует воспользоваться, какие из них приемлемы. Один из стандартных ходов – попытка рассказать о православной жизни через обращения людей, уже известных читателю в какой-либо другой ипостаси. Другой путь в том, чтобы показать очаги активности: деятельных людей. Каждый из этих путей имеет свои сложности.

Проблема, которой у светских изданий либо нет, либо она присутствует нет в такой форме – отношения с официальной церковью. Заявив о том, что журнал православный, издатели должны провести свой корабль между Сциллой пристальной церковной критики и Харибдой читательского вкуса. Если этот баланс сохранить не удается, то у журнала нет будущего. И задача редакционной политики в том, чтобы найти этот баланс.

Взаимодействие с церковью неизбежно порождает определенные «цензурные» ограничения. Собственно, внутренняя цензура есть у любого журнала, но в православных СМИ она имеет свою специфику. Если что-то кажется неприемлемым с богословской точки зрения, оно удаляется.

prav_bЖурнал «Православная беседа»   http://p-beseda.ru/

При этом многое зависит от автора самого материала. Если это опытнейший священник-богослов, то, разумеется, и форма совета не может быть слишком жесткой.

Помимо анкетного опроса, который позволил набросать своего рода социальный портрет читателя, редакция общается с читателем и по другим каналам, пытаясь выяснить содержательные пожелания. Используются все возможности общения при личных встречах, идет анализ писем. Есть горячая линия. Еженедельно менеджер присылает главному редактору список звонков. Анализ этой информации позволяет уловить какие-то тенденции. Необходимо понять, насколько заявленная центральной характеристика «христоцентричности» проявляется в формате СМИ.Возникает вопрос, не происходит ли в самый момент создания православных СМИ мгновенная профанация церковных идей. По крайней мере, обвинения в том, что современная православная журналистика является, по сути, «православным глянцем», волнуют издателей. А выслушивать их в свой адрес приходится довольно часто. В частности потому, что на обложках часто находятся известные лица. Но обложка выполняет важную функцию. В начале в редакции в начале строго соблюдалось табу на лица. Считалось, что никаких лиц на обложке быть не должно. За годы работы издатели перепробовали почти все – цветы, слонов, фотокамеры, но ничего хорошего из этого не вышло и пришлось вернуться к лицам. «Простой человек», проходя мимо киоска, не ищет того же «Фому» специально. Он возьмет журнал в руки, только если его что-то заинтересует. Поэтому там и должно быть лицо известного человека.

Есть три основные модели существования СМИ. За счет продаж, рекламы и целевого финансирования, «которое зажигает эту звезду, потому что это кому-то нужно». Православные СМИ – это, в основном, третий вариант. У журнала должны быть «друзья», которые считают, что такой журнал просто должен быть. Расходы, в целом, очень велики: аренда, гонорары и т.д. Они в любом случае значительно превышают суммы, которые удается выручить от продажи. Это создает определенную напряженность в финансовой ситуации. Как правило, у журнала не бывает одного источника финансирования. Имеется ряд маленьких жертвователей, гранты, косвенные спонсоры.

slavankaЖурнал «Славянка»  http://www.slavianka.com/

Какая-то часть денег, вложенных в журналы, возвращается (около трети). Более трех четвертей журналов продается (из них порядка шестой части – по подписке), остальное — раздается в порядке благотворительности. Основные каналы распространения – те же, что и у светских журналов. Они продаются в киосках при храмах, у станций метро, в обычных киосках, что-то распространяется по подписке, что-то рассылается по церковной сети в провинцию. Часть подписки – корпоративная, порой подписываются целыми организациями. Некоторые подписывают целые организации. Иногда, впрочем, в виду специфики среды распространения журнала, случаются и занятные казусы. Когда в 1995-м году представители редакции одного из журналов пришли за деньгами от продажи журнала в храм, им сказали, что выручка пожертвована на восстановление иконостаса.

Опубликовано в О журналах