5 327 просмотров

Русскiй паломникъ №2 1887 г.

  Русскiй паломникъ 1887 г. № 02 стр. 1-2.

header

– 1 –

10022

Изъ числа лицъ бѣлаго духовенства, дѣятельность которыхъ происходила на нашихъ глазахъ. наиболѣе выдающимся былъ протоіерей Іосифъ Васильевичъ Васильевъ. скончавшійся 27-го декабря 1881 года. Ровно пять лѣть прошло съ этого печальго дня, и память Іосифа Васильевича жива и будеть жить въ умахъ и сердцахъ людей, знавшихъ его или слышавшихъ о немь при жизни. Онь не оставиль по себѣ многотомныхъ сочиненіи.и однако онъ написалъ немало, и то, что сохранилось въ печати. большею частію заграничной. обнаруживаетъ въ нем глубоко ученаго и серьезно мыслящаго человѣка. Изъ его проповѣдей и поученій только два или три появилось въ печати,и между тѣмъ онь не упускалъ ни одного почти богослужения ни одного частнаго случая, чтобы не сказатъ нѣсколько вѣскихъ словъ, чтобы не произнести сжатую, но блестящую по формѣ и глубокую по мысли импровизацію. Дѣятелъность его, какъ административнаго лица. и общественнаго дѣятеля, нерѣдко укрывалась за подписью высшаго начальства или его сотрудииковъ, а между тѣмъ онъ былъ душою и руководителем множества важнеѣйшихъ мѣропріятій. служившихъ ко благу церкви, общества и народа. Все это было извѣстно какь вь Россіи, такь и заграницей, и имя протоіерея Васильева произносилось съ уваженіемъ и благоговѣйною признатеьностью повсюду, и вездѣ было предметомъ удивленія и самой горячей кь нему привязанноети и любви. Трудно представить себѣ чѣловѣка, который бы обладалъ такимъ множествомъ разнообразныхъ, привлекательныхъ и вместе сокихъ свойствъ, какъ протоіерей Васильевъ. Обширный и

– 2 –

header2

глубокий умъ, громадныя богословскія знанія, жизненныя и свѣтлыя воззрѣнія не на одни только церковные, но и на общественные вопросы, честностъ и несокрушимость убѣжденіи, прямой и сильный характеръ, съ которымъ въ необыкновенной гармоніи сочетались любезностъ, привѣтливость, снисходительность и доброта, производившія обаятельное дѣйствіе на всѣхъ, кто находился съ нимъ въ какихъ либо отношеніяхъ,—таковы были свойства его избранной натуры. Онъ готовъ былъ служить н служилъ всякому своимъ покровителъствомъ н совѣтомъ, а въ свои оффиціальныя отношенія вносилъ искренность и сердечность. привлекавшія къ нему всѣ сердца.
Дѣятельность Іосифа Васильевича была изумительна. Онъ работалъ непрерывно, не зная отдыха, не чувствуя усталости. Потребность дѣятельности была, можно сказать, органической потребностью его природы, и ему казалось, что если онъ перестанетъ работать, то перестанетъ и жить. До поры до времени крѣпкая натура его все выдерживала, но наконецъ и она сокрушилась. Чрезмѣрностъ работы была причиной его преждевременной кончины.
Дѣятельность протоіерея Василъева распадалась на двѣ части: заграничную, продолжавшуюся болѣе 21 года, и внутреннюю, длившуюся около 14 лѣтъ.
Урожденецъ Орловской губерніи, Іосифъ Васильевпчъ поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію въ 1843 г., и окончилъ вь ней курсъ первымъ магистромъ. Его магистерская диссертація „0 главенствѣ папы» обратила на себя справедливое вниманіе начальства, которое оставило его при академіи въ ожиданіи баккалаврской вакансіи. Между тѣмъ, открылось мѣсто священника при русской православной церкви въ Парижѣ, и онъ, какъ спеціально изучавшій для своей диссертаціи исторію католицизма, былъ, такъ сказать, естественнымь кандидатомъ на открывшееся мѣсто. Іосифъ Васильевичъ прибылъ въ Парижъ въ 1840 году н прослужилъ тамъ 21 годъ и нѣсколько мѣсяцевъ. Изучивь въ совершествѣ французский языкъ, онъ весь отдался дѣлу, на которое былъ призванъ. Не говоря о томъ, что онъ постоянно являлся добрымъ пастыремъ для своей заброшенной на чужбину паствы, являясь истиннымъ другомъ и наставником каждаго, кто просилъ его о наставленіи, утѣшеніи и помощи, Іосифъ Васильевичъ принялъ самое энергическое участіе въ возникшемъ въ то время на Западѣ движеніи ВЪ пользу примиренія иновѣрныхъ церквей съ православною. Желая прежде всего установить истинное познаніе о вѣроученіи и внутреннемъ устройствѣ православной Церкви, онъ задумалъ основать въ Парижѣ особый журналъ, который бы наиболѣе могъ способствовать ознакомленію западныхъ читателей съ православіемъ и подготовлять пути къ желанному сближенію между разъединенными христіанскими исповѣданіями, н плодомъ этой мысли былъ еженедѣльный журналъ „Христіанское Едіненіе» (L’Union Chretienne), первый номеръ котораго появился 1 ноября 1858 года. Здѣсь между прочимъ были напечатаны знаменитыя письма его кь епископу нантскому и Гизо, произведшія огромное впечатлѣніе въ католическомъ мірѣ *). Восемь лѣтъ издавалъ Іосифъ Васильевичъ свой журналъ, истрачивая на него собственныя средства, достававшіяся ему тяжелымъ трудомъ. Непосредственными сотрудниками его въ этомъ явились С. П. Сушковъ, бывшій впослѣдствіи главнымъ редакторомъ . Правительственнаго Вѣстника», и извѣстный аббатъ Гетэ; впослѣдствіи принявшій православіе съ именемъ Владиміра и понынѣ продолжающій начатое Іосифомъ Василъевичемъ дѣло. **)

*) Они были переведены на русскій языкъ нынѣшнимъ редакторомъ Рускаго Паломника и помѣщены въ журналѣ Странникъ въ 1861—2 годахъ.

Но Іосифъ Васильевичъ быль главнымъ руководителемъ и дѣятелемъ своего журнала, гдѣ появлялись его статьи то подъ его собственнымъ именемъ, то подъ псевдонимами Королева и Абъ-Юсуфа, то подъ буквами I. W., то вовсе безъ подписи, и всѣ онѣ отличаются сколъко обычною ему основательностью и глубиной, столько-же и изяществомъ изложенія. Іосифъ Васильевичъ обладаль необыкновеннымъ мастерствомъ писатъ на иностранномъ языкѣ, такъ что его можно было бы отнести къ замѣчательнымъ французскимъ писателямъ. Рядомъ съ этимъ, онъ находился въ непрерывныхъ сношеніяхъ съ англійскими богословами и съ константинопольской патріархіей, и первосвятитель первой восточно-православной каѳедры почтилъ труды его на пользу православія грамотой, въ которой торжественно преподалъ ему свое патріаршее благословеніе. Направленіе, данное Іосифомъ Васильевичемъ этому дѣлу, отразилось и въ Сѣверной Амернкѣ и, при содѣйствіи другихъ ревнителей православной вѣры, входило все болѣе и болѣе въ сознаніе западно-религіознаго міра, пока отъѣздъ Іосифа Васильевича изъ Парижа для новой дѣятельности вь Россіи, въ связи съ политическими событіями, не пріостановилъ начатаго имъ дѣла.
Однимъ изъ замѣчательнѣйшихъ памятниковъ дѣятельности Іосифа Васильевича на пользу православія на Западѣ было созданіе имъ великолѣпнаго храма въ Парижѣ. Начавшись частной подпиской, вызванной и настойчиво поддерживаемой Іосифомъ Василъевичемь, дѣло это, по его-же ходатайству, для чего онъ нѣсколько разъ пріѣзжалъ въ Россію, нашло сочувственный отголосокъ и въ нашихъ правительственныхъ сферахь Получивъ на продолженіе этого дѣла благословеніе покойного митрополита московскаго Филарета, Іосифъ Васильевич былъ удостоенъ аудіенціи въ Бозѣ почившаго Государя Императора Александра Николаевича и когда покойный Государь, сі первыхъ словъ Іосифа Васильевича, выразилъ ему свое опасеніе, какъ-бы вмѣшательство русскаго правительства въ дѣла устройства православной церкви въ Парижѣ не было истолковано правительствомъ Наполеона III въ смыслѣ неблагопріятномъ съ политической точки зрѣнія,—Іосифъ Васильевичь, съ свойственной ему энергіей, сумѣлъ убѣдитъ Государя Императора сколько въ отсутствіи какой бы то небыло опасности задуманнаго имъ дѣла въ политическомь отношеніи столько же и въ безконечной его плодотворности для славы православной Церкви и для религіозныхъ потребностей многочисленныхъ сыновъ православія, живущихъ въ Париже или посѣщающихъ столицу Франціи. Тогда устранены были все препятствія. Храмъ былъ созданъ и для освященія его, опять-таки по настоянію Іосифа Васильевича, былъ назначенъ преосвященныи Леонтій, тогдашній викарій с.-петербургской митрополіи и нынѣшній архіепископь варшавскій. Справедливо признавая силу архіерейскаго освященія храма и важность этого дѣла для воззрѣній иновѣрцевъ на православную Церковь, Іосифъ Васильевичъ обставилъ необыкновенною торжественностью и блескомъ какъ самою прибытіе преосвященнаго Леонтія Парижъ, такъ и его пребываніе тамъ. Впечатлѣніе отъ того вышло на самомъ дѣлѣ сильное, чему отголоскомъ служат сужденія, какъ свѣтскихъ, такъ и духовныхъ журналовъ тогдашняго времени не только во Франціи, но и въ другихъ сосѣ днихъ странахъ, откуда много выдающихся въ богословскомъ

**) Біографическій очеркъ этого замѣчательнаго дѣятеля православія на Западѣ, вмѣстѣ съ его. портретомъ, будетъ помѣщенъ въ одномъ изъ последующихъ .№№ «Русскаго Паломника».

Опубликовано в Читать журнал