962 просмотров

Детство въ языческомъ городе

file-vi
Обращение Савла

  ГЛАВА II. ДѢТСТВО ВЪ ЯЗЫЧЕСКОМЪ ГОРОДЪ.

Гражданинъ не безъизвѣстнаго города.
ДѣЯН. ХХ, 39.

x

ОТЯ съ полною точностью мы не можемъ опредѣлить времени ни рожденія, ни смерти великаго апостола народовъ, но относительно того и другаго можно сдѣлать приблизительное заключеніе. Когда въ первый разъ упоминается о
немъ по случаю мученичества св. Стефана, то онъ названъ юношей (ДѣЯН. VII, 58), а когда онъ писалъ посланіе къ Филимону, то самъ называетъ себя Павломъ—старцемъ 12). Хотя слова «юноша»и «старецъ», въ
древности употреблялись неопредѣленно и точные предѣлы «юности» и «старости» тогда обозначались такъ же неопредѣленно какъ и всегда, однако же изъ того, что немедленно послѣ смерти Стефана Савлу было сдѣлано чрезвычайно
важное порученіе и что онъ по всей вѣроятности былъ членомъ синедріона, слѣдуетъ, что ему въ то время было не менѣе тридцати лѣтъ отъ роду. Затѣмъ, мученичество св. Стефана вѣроятно произошло въ началѣ 37 года
по Рожд. Хр., а посланіе къ Филимону написано около 63 года. Въ послѣдній періодъ поэтому апостолу было не менѣе шестидесяти лѣтъ. Это можетъ казаться слишкомъ недостаточнымъ возрастомъ для того, чтобы
называть себя старцемъ. Но «старость» весьма относительный терминъ, и тотъ, кто подвергался истязаніямъ и бичеваніямъ, кто томился въ тюрьмѣ и подвергался кораблекрушеніямъ,— тотъ, кто столько лѣтъ, кромѣ тяжкаго
бремени умственнаго труда и отвѣтственности, былъ «томимъ огнемъ Сиріуса и колыхаемъ Евроклидономъ» 13) — такой человѣкъ вполнѣ могъ назвать себя старцемъ и дряхлымъ уже въ 60-ти лѣтнемъ возрастѣ, когда именно онъ писалъ изъ своей римской
тюрьмы 14). ІІоэтому можно положить, что онъ родился въ теченіе первыхъ 10 лѣтъ нашей эры и вѣроятнѣе всего—въ 3 году по Рожд. Хр. Но такъ какъ наша Діонисіевская эра, какъ теперь извѣстно, на 4 года идетъ
позади, то рожденіе величайшаго послѣдователя Христа навѣрно было въ томъ же самомъ десятилѣтіи, какъ и рожденіе Христа 15).

Но всѣ обстоятельства, окружавшія колыбель и дѣтство Савла, были совершенно отличны отъ тѣхъ, среди которыхъ провелъ свое дѣтство Спаситель. Въ незначительномъ и уединенномъ городкѣ Палестины, среди
почти исключительно іудейской обстановки. Іисусъ «преуспѣвалъ въ премудрости и возрастѣ, и въ любви у Бога и человѣковъ»; Савлъ же провелъ свои дѣтскіе годы въ знаменитой столицѣ римской провинціи и съ самыми ранними сознательными воспоминапіями его
связывались языкъ и обычаи языческаго міра.

Нѣтъ достаточныхъ основаній сомнѣваться въ полной точности выраженія «родившійся въ Тарсѣ», которое приписывается апостолу Павлу въ его еврейской рѣчи къ разъяренной толпѣ со ступеней башни Антоніи (Дѣян. XXII 3). Что рѣчи въ книгѣ Дѣяній
Апостольскихъ передаются не съ буквальной точностью, это можетъ быть вѣрнымъ относительно нѣкоторыхъ изъ нихъ; но съ другой стороны тѣ кто на подобныхъ основаніяхъ стараются смотрѣть на произведеніе св. Луки какъ на простой «трактатъ съ извѣстною цѣлью»,

должны помнить, что съ этой точки зрѣнія было бы гораздо сообразнѣе съ его цѣлью, если бы онъ заставилъ апостола Павла увѣрять, что онъ родился въ іудейскомъ городѣ. Поэтому мы должны отвёргнуть любопытное и
дважды повторенное увѣреніо блаженнаго Іеронима 16), что этотъ апостолъ родился въ Гискалѣ 17) и былъ взятъ своими родителями въ Тарсъ, когда они оставили свой родной городъ, вслѣдствіе разрушенія его римлянами.
Положеніе это теряетъ свое значеніе вслѣдствіе примѣси къ нему того что кажется вопіющимъ анахронизмомъ въ отношеніи времени разрушенія Гискалы 18). Тѣмъ не менѣе оно заслуживаетъ вниманія. Бл. Іеронимъ, при своемъ
основательномъ знакомствѣ съ святою землей, въ которой онъ провелъ столько лѣтъ своей жизни, сохранилъ для насъ нѣсколько подлинныхъ отрывковъ преданія, и можно быть увѣреннымъ, что онъ не отвергъ бы
произвольно общаго убѣжденія, основаннаго на ясномъ свидѣтельствѣ Дѣяній Апостольскихъ. Если все это дѣло чистаго вымысла, то почти непонятно, чтобы при этомъ избрано было такое незначительное мѣстечко
какъ Гискала, которая ни разу не упоминается въ Библіи и получила свою извѣстность единственно благодаря Іудѣ Зилоту 19). Поэтому можно съ правомъ полагать, что преданіе, упоминаемое бл. Іеронимомъ, истинно въ
томъ смыслѣ, что родители или дѣды ап. Павла были изъ Галилеи и вслѣдствіе той или другой причины (хотя ею и не можетъ

[ngg_images source=»galleries» container_ids=»4″ display_type=»photocrati-nextgen_basic_thumbnails» override_thumbnail_settings=»0″ thumbnail_width=»240″ thumbnail_height=»160″ thumbnail_crop=»1″ images_per_page=»0″ number_of_columns=»0″ ajax_pagination=»0″ show_all_in_lightbox=»0″ use_imagebrowser_effect=»0″ show_slideshow_link=»1″ slideshow_link_text=»[Показать слайдшоу]» order_by=»sortorder» order_direction=»ASC» returns=»included» maximum_entity_count=»500″]
Опубликовано в Ф. Фаррар